Введение в методику спортивного ножевого боя.

Пишу по просьбе ряда френдов. Статья посвящена тем кто по какой-то причине вынужден свои тренировки строить самостоятельно, а не идти в школу с хорошей спортивной репутацией и нормальной методической составляюшей.

Общая часть.

Каждый человек, который читает эти строки, когда-то ходил в школу, т.е. как минимум умеет читать и писать. Сейчас это нормально, а двести лет назад грамтность была практически профессией. Люди с тех пор умнее не стали, письменность не поменялась - так в чем же разница?

Единственная причина - методика! Примерно то же самое происходит и в спорте, когда выдающийся результат 20-30 годов ХХ века делаются в любом спортзале любителями.

Заниматься без методической проработки по "традициям" тоже можно, но только эффективность этих занятий при обучении ножевому бою будет даже хуже изучения грамоты по псалтырю нараспев в церковно-приходской школе с розгами. Хуже потому, что кроме отсталой методики современные ножевики сталкиваются еще и с дефицитом практики.

Если мы откроем любой классический учебник, например по олимпийскому виду спорта - фехтованию (под редакцией д.п.н. проф. заслуженного тренера ЗМС Тышлера, например), то мы обнаружим, что основной составляющей при компоновке занятий является такое понятие как цикл тренировок. Они бывают разные: рассчитаные на год, на одну функциональную тему (спецификация выносливости, скорости, резкости), на одну тактическую тему (защиты, перемещения, атаки, контратаки). Кроме решения проблемы "как объять необъятное" циклическое построение тренировок дает возможность дать гарантию прогресса у кого угодно - даже самый тупой человек в школе учится читать и писать, если школу посещает и воспринимает темы уроков в заданной последовательности. Достижение высокого спортивного результата безусловно зависит от многих факторов, но, как показывает опыт двух совершенно нулевых групп СНБ-66 следуя нижеизложенному алгоритму драться как-то, хотя бы посредственно, учатся все занимающиеся - всех возрастов и уровней подготовки. Людей, не умеюших драться совсем, у нас нет.

Циклы тренировок в СНБ-66

По срокам имеет смысл определить, сколько дней в неделю уделяются ножу. По моему глубкому убеждению нож следует дополнять иными тренировками - рукопашными или фехтовальными, или хотя бы кроссфитом\силовыми видами\бегом, и поэтому в базе есть одна тренировка в неделю, из чего следует что 1 цикл это 4 тренировки, или один месяц занятий. Такое структурирование позволяет ко всему прочему как-то идти к успеху тем, кто в силу занятости нормальные 2-3 раза в неделю посещать не в состоянии. Вторая тренировка в неделю дает +50% времени к освоению той же темы, и у нас практикуется для тех, кто по ножу намеревается выступать.

История начинается со вводного занятия для новичков, оно же - 1 занятие 1 цикла. Если кто-то из новичков приходит первый раз - именно этот материал лично ему (или им) дается, вне зависимости от того, чем занимается основная группа. После усвоения материала новичок включается в коллективную работу. Если выходит так, что в группе сильно разный уровень - делю на две части, каждая из которых занимается по адаптированной программе. В этом случае в конце занятия в каждой из частей группы в спарринговой программе бои проходят как мини-соревнования - на выбывание, ну а оба вышедших финалиста "новичков" и "опытных" проводят финальный бой. Очевидно, что на следующее занятие стабильно хорошо дерущийся новичок переходит в разряд опытных, из которых в свою очередь проводится отбор в топ СНБ-66 - так собираются составы на соревнования.

"Новичковое занятие"

Произвольная разминка.

I. Снарядный блок

1. как берут нож. прямой (молоточный) и диагональный хваты. чем вреден обратный хват. почему в НБ нет статичной стойки. что такое "средняя линия".
2. что такое укол - от динамики прямого удара. почему нужно колоть не растопыривая руки, в проекции плеч.
3. уколы деревяшкой по мешку в динамике
3. порез справа налево. вложение. протяг РК. типичные цели (рука-головошея)
4. порезы деревяшкой по мешку - выставление траектории
5. порез слева направо. то же самое.
6. "кресты" двойками порезов по мешку
7. тройка порез-порез-укол (укол, укол, укол) набегая на мешок. последние в клинче.
8. контрольное упражнение: из расслабленного положения атака мешка с обязательным порезом вначале со входом на колющую серию

II. Условно-спарринговый блок

1. перекрытие траектории укола в корпус левой рукой. убирание корпуса назад от укола
2. перекрытие левой + порез вооруженной руки
3. перекрытие левой + порез + атакующее действие на шаге вперед на входе на среднюю дистанцию. например укол навстречу.

III. Спарринговый блок

1. Спарринг по рукам. поражаемая зона - руки, обе, от кисти до плеча. 2х2 минуты
2. Спарринг по спортножу (нож без РБ). количество боев по желанию, минимум три.

t = 1,5 часа.
На данном примере видно, каким образом устроено занятие внутри цикла. Три блока, распределение тем - от простого к сложному. Второе и третье занятие цикла - тот же материал в более комплексных упражнениях, четвертое - реальный нож по снаряду. Работа реальным ножом также привязана к теме цикла - например в "атакующем" макет атакуется навалом, условная цель - рука-корпус-головошея, оператор меняет уровни. На контратакующем - от набегающего партнера со снарядом. На внезапном нападении - отвлечение внимания, удар рукой в макет, извлечение ножа из-под повседневной одежды, серия уколов сопровождаемых порезами.

Макет представляет собой произвольную поражаемую цель на палке, которую держит партнер. "Собачка" т.е. вооруженная рука - цилиндрическая, корпус и голова - пятилитровая канистра в нескольких слоях одежды. Важны действия партнера с макетом, который постоянно маневрирует и двигается так же, как двигался бы с ножом. Квалификация оператора макета более критична для методическо ценности, чем сложность конструкции макета - "свинопуховик" на маятнике будучи реальной тушей животного с костями и одеждой сверху наименее интересен тактически.

Теперь про распределение тем циклов и занятий внутри каждого.

Начальный спортивный ножевой бой СНБ-66 (t прохождения всего курса = полгода)

I. Ввводный цикл (атаки начального уровня, переход - к контратаке)

1. "Новичковое занятие"
2. Порезы рук. Виды, техника, значение. Спарринги по рукам.
3 Три дистанции укола, сбивы укола, подводящее к перекрутию траектории условные спарринги - одни уколы и противодействие оным.
4. Снаряды. Уколы, порезы, сначала в статике, потом в динамике, контроль эффективности и чистоты исполнения.

t = 1 месяц

II. Контратаки

1. Что такое вход. Зачем он нужен. Почему предваряется контратакой. Упражнения - связки, позволяющие войти от одиночной однотипной атаки на реальной скорости.
2. Перекрытие траекторий (по Кондратьеву). Вход с перекрытием траектории от укола.
3. Перекрытие траекторий-2, атаки разнообразнее.
4. Атака макета в динамике входа: первая подставка под порез руки и сбив, вторая - под поражение корпуса или головы после шага вперед - входа,

III. Контратаки-2. Вход и выход.

1. То же самое, но атакующий имеет право повторной атаки после начала входа и после его окончания. Внимание на выход.
2. Атаки перед входом могут быть любыми. Можно провоцировать и финтить. Тактическая задача та же - вход и выход.
3. Групповое занятие: поочередное прохождение всех занимающихся, выстроенных в колонну, две колонны, окружаюших - каждый атакует проходящего, тот входит, выходит и подвергается атаке следующего.
4 Аналогично прошлому циклу, но макетом можно делать выпад.

t = 2 месяца

IV. Атаки в голову

1. Порез головы. Силовой порез шеи. Кихон КОИ (по кочергину)
2. Ведение боя в атакующей манере - перемещение, провокация атаки, атаки.
3. Атаки в несколько уровней (голова, корпус и руки, ноги). Условные спарринги с запретом ухода назад до первой обоюдки (на зачет первой успешной атаки)
4. Атака макетом в стилистике КОИ - навалом с силовым доминированием. Оператор макета - тяжеловес.

t = 1 месяц.

V. Групповое нападение

1. Понимание разницы боя против одного и толпы. Чем одиночная цель опасна для нападающих - по опыту грамотных пацанов и СПАСа (по Воюшину)
2. Как вдвоем зарезать противника чисто. Работа в тройках - защищающийся выше уровнем. Тот кто в центре учится защищаться посредством нападения на нападающих,  атакующие - распределять роли и правильно мутить на одиночную цель.
3. Произвольное вооружение - атаки одного вооруженного и 1-2 безоружных вооруженного; нож за поясом и нож в руке, извлечение оружия в ходе драки.
4. Атака нескольких макетов у нескольких операторов с перемещениями

VI. Тактическое построение боя

1. Атакующая манера и противодействие оной (подоплека готовности по Кондратьеву)
2. Бой против более тяжелого противника. Бой против легкого противника. Особенности.
3. Бой при разнице в росте и\или длине оружия. Особенности.
4. Поражение макета в нескольких тактических схемах.

***

Вот и прошли полгода начального курса. За это время даже самый хилый и тупой научился драться ножом хотя бы как-то, а если не справится сам - то хотя бы сможет нормально прирезать вдвоем-втроем.

Для спортивных целей этот период характерен тем, что из валового потока хрен знает кого путем селекции формируется топа бойцов, способных выйти на соревнования - за счет естественного отбора в группе у спортивных пацанов с высоким личным уровне прогресс идет гораздо быстрее чем у остальных - и претендует не на азы, а на спортивный результат.

Концепты сочетания РБ и НБ, ножа и борьбы и прочего, имеют значительно более сильно выраженный "порог вхождения" и по сути воспринимаются только опытными парнями. Все это мы делаем, но как в случае с "начальным курсом" видения целого у меня пока не сложилось - это в разработке школы ножевого боя СНБ-66

Обращаю внимание на то, что СНБ-66 - не стиль и не система ножевого боя, а спортивная школа и команда внестилевого ножевого боя. У методик которыми мы пользуемся есть авторы - Кочергин, Кондратьев, Воюшин, Ежелев, Нечаев, школы Толпар, методики  Щипанова и Балаганова. Как делать правильно то что они придумали, смотреть лучше у них, а не у нас, благо материала в Сети множество, ну а мы им всем очень благодарны.

источник